В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в общеобразовательном учреждении. В изменяющемся образовательном пространстве возникает необходимость в полной информации о его деятельности для принятия тех или иных оценочных решений. В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.
На сегодняшний момент существует множество баз данных, позволяющих в какой-то мере разрешить данное противоречие. Но в основном они ограничиваются ведением общей информации о сотрудниках (общая информация, данные об образовании, категории, награды, контактная информация, ИНН, страховой номер и т.п.).
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие "портфолио”, пришедшее в образование из политики и бизнеса.
Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
(Новейший словарь иностранных слов и выражений)
Известно, что как само слово "портфолио”, так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом "портфолио” называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой "портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.
Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Основной смысл – "показать всё, на что ты способен”.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:
• поддерживать высокий уровень мотивации;
• поощрять активность и самостоятельность;
• расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.
Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Учителю:
1 реально представить результаты своего труда;
2 увидеть свои резервы;
3 иметь стимул к самосовершенствованию;
4 освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации:
1 осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
2 способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
3 развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
4 поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы портфолио:
а. Папка достижений;
б. Рефлексивное портфолио;
в. Проблемно-исследовательское;
г. Тематическое портфолио;
д. Портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио:
1 как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
2 как возможность рефлексии собственной работы;
3 как документ, в котором отражено развитие учителя.
Основные части портфолио:
• обязательные документы
• дополнительные документы (вариативная часть).
Обязательная часть:
1 личная карточка (основные сведения об учителе)
2 копия диплома (других документов об образовании)
3 копия аттестационного листа
4 копия документа о повышении квалификации
5 копии наградных документов
6 копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету
Вариативная часть:
- результативность педагогической деятельности:
• справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)
• справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня
• копии наград учащихся
• перечень публикаций
- учебно-методическая работа
• используемые рабочие программы и УМК
• основные направления учебно-методической работы
• материалы об использовании педагогических технологий
• авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий
• дидактические материалы
- научно-методическая работа
• тема самообразования и этапы ее реализации
• накопленный материал в соответствии с темой самообразования
• список используемых источников информации
• сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)
- общественно-педагогическая деятельность
• сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)
• копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе
• копии наградных материалов.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества школьного образования.
Позитивная динамика в изменениях отношений "учитель-ученик-родители”.
Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
Повышение профессионального уровня учителей.
Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Освоение метода портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.