Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности и формулирование рекомендаций по совершенствованию этого стиля.
Описание теста
В основу методики положен подход, разработанный А.М. Марковой совместно с А.Я. Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки:
-
содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда,
развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); - динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);
- результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
Инструкция
Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы теста.
- Вы составляете подробный план урока?
- Вы планируете урок лишь в общих чертах?
- Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
- Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
- Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
- Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
- Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
- В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
- Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
- Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
- Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
- Вы часто меняете темы работы на уроке?
- Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
- Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
- Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
- Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?
- Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
- Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
- Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
- Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
- Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
- Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
- Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?
- Часто ли Вы контролируете знания учащихся?
- Часто ли Вы повторяете пройденный материал?
- Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?
- Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?
- Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?
- Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
- Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?
- Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
- Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
- Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?
Ключ к тесту
ЭИС (15 вопросов): 2,3,5,11,12,13,14,16,17,21,22,26,27,28,29
ЭМС (25): 1,3,4,5,6,7,9,11,12,15,16,17,19,20,22,23,24,25,27,28,29,30,31,32,33.
РИС (17): 2,3,4,6,7,8,9,10,11,13,18,20,22,25,26,27,28.
РМС (16): 1,4,6,7,8,9,10,18,19,20,23,24,25,31,32,33.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности
рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в
процентах. Для этого количество баллов, набранное респондентом, по
данному стилю, необходимо разделить на общее количество вопросов,
входящих в данную шкалу.
Описание стилей педагогической деятельности
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)
Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс
обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично,
интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует
обратная связь с учениками.
Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в
основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе,
задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается,
пока они сформулируют ответ самостоятельно.
Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование
учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает
наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и
важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.
В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и
повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.
Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого
арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует
коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.
Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом
неумении проанализировать особенности и результативность своей
деятельности на уроке.
Эмоционально-методический стиль (ЭМС)
Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты
обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса,
высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над
рефлексивностью.
Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой
учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно
отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний
всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности
постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала,
контроль знаний учащихся.
Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения.
Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке
учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от
последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью,
а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)
Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты
обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.
По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет
меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения,
не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует
коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его
учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с
эмоциональным стилем.
Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса,
предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством
подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально
оформить ответ.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС)
Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно
планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет
консервативность в использовании средств и способов педагогической
деятельности.
Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения
учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым,
стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением
репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных
обсуждений.
В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству
учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя
слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности
После того как Вы определили свой стиль преподавания, предлагаем Вам ознакомиться с общей характеристикой этого стиля.
Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой
процесса и результативностью Вашей деятельности. В случае совпадения на
основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план
совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его
вьполнению.
По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась эта работа.
В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам.
Интерпретация результатов теста
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)
Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний,
артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно
преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом,
руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и
методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический
климат.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки:
отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей
деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля
знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний
слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка,
демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу
чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.
В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и
высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями,
недостаточно сформированными навыками учения.
Попробуйте
Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала;
В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается
материал (для этого через определенные промежутки времени можно
обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на
вопросы).
Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.
Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.
Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое
внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных»
видов работы – отработки правил, повторения.
Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.
Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика,
добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки:
пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы
помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и
объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и
выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и
подглядывания.
Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)
Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний,
контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность,
умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать
учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое
использование и варьирование форм и методов обучения.
В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой
познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.
Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная
самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность,
обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке,
настроения и подготовленности учащихся.
Попробуйте:
Меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться
Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем
многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы
опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные
формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно
необходимо.
По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)
Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким
уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью,
умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным
отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой,
сдержанностью.
У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.
Однако, Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки:
недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения,
недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы
он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что
повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная
манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока.
Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные
методы работы.
Попробуйте:
Чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.
Проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу
и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не
придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС)
Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью,
внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой
требовательностью.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки:
неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому
предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения,
предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся,
нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.
В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные
знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету.
Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда
интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный
психологический климат.
Попробуйте:
Шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать
плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном
счете зависят и результаты их обучения.
Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире
варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный
язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы:
заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете
использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а
самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке.
Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков
речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения,
диафильмы.
Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте
коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь
учащихся.