Оценка профессиональной направленности личности учителя
В предлагаемом опроснике заложена идея оценки и сравнения
между собой различных типов педагогов.
Инструкция: в
данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей
или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов.
Прочитав утверждение и выберите один из вариантов ответа:
Д - верно, описываемое свойство типично
для моего поведения или присуще мне в большей степени.
Н - неверно, описываемое свойство
нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.
Для обработки результатов опроса необходимо ответы
испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двух балльной шкале:
ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;
ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.
Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок
по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона
нормы находится в пределах 3-7 баллов.
Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации
одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому
фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они
не подлежат дальнейшей интерпретации.
Ключ
Общительность - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а,
46а
Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а,
42а, 47а
Направленность на предмет - 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а,
38а, 43а, 48а
Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а,
44а, 49а
Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б,
45б, 50а
Каждое из направлений профессиональной направленности
считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех
баллов, и ярко выраженным - если количество баллов более семи. Для большей
наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или
столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о
мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может
интерпретироваться как результат полинаправленности.
Структуру личности типа «Организатор» составляют такие
качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.
Для «Предметника» характерны наблюдательность,
профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся
связям, велика вероятность существования и промежуточного типа
«предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов.
Возможно, что его отличием от «предметника» будет более жесткая направленность
учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных
знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого Организатора», основное
направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.
Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие
качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая
нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность
поведения, имеющие тесные связи с этими качествами.
Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей
культурой и безусловной нравственностью. Последнее качество, по сути дела,
выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением
тому, что встречается промежуточный тип, условно «интеллигент-оптимист»,
обладающий выраженными качествами обоих типов. Вероятно, существуют
промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов,
основанные на базе предметных знаний, например, «предметник-коммуникатор»,
«предметник-просветитель». В то же время вероятность появления
«интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически сочетание и этих
типов возможно.
Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник,
организатор и интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы и каналы
передачи воспитательных воздействий.
Так, учитель – «коммуникатор» отличается экстравертированностью,
низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к
детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с
учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия
окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.
Для учителя - «предметника», рационалиста, твердо уверенного
в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание
ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной
картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.
Учитель – «организатор», нередко являющийся лидером не
только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно
транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных
мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере
делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.
Учитель - «интеллигент», или «просветитель», отличающийся
принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством
высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам
нравственность, духовность, ощущение свободы.
Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается
изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит, с одной
стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют
успешному осуществлению деятельности, а, с другой — изменение, подавление и
даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти
профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие
целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует
рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более
глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения,
происходящие в личности при акцентуациях. У представителей педагогической
профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех
уровнях:
1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные
изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью.
Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы,
работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические
взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга.
Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой
пространства, в котором существует личность учителя-профессионала - здесь
произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности.
Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект
воздействия, который, в отличие от большинства объектов деятельности в других
профессиях, обладает существенной активностью. Учитель, используя свою личность
как инструмент влияния на объект, прибегает к более простым и эффективным
приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В
результате в его личности появляются такие черты, как назидательность,
завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов,
отсутствие гибкости и проч.
2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных
особенностей с соответствующими структурами функционального строения
педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было
показано выше, в педагогической профессии существуют четыре таких типологических
комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник.
Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности,
которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях. Так,
для учителя - «коммуникатора» характерна
излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером,
обращение к нему как существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление
затронуть интимные темы и проч. Учитель – «организатор» может стать слишком
активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить
правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится
командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко
учителя-»организаторы» реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных
организациях, где их активность выглядит вполне уместной. Учитель – «интеллигент»
(«просветитель»), много лет отдавший профессии, может сформировать у себя
склонность к философствованию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может
стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые
времена и ругая молодежь за безнравственность, так и в силу склонности к
самоанализу уйти в себя, в созерцание окружающего мира и размышления о его
несовершенстве. Изменения личности учителя-»предметника» оказываются связанными
со знаниями той дисциплины, которую он преподает. Учителя этого типа пытаются
внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно
используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму
их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип
профессиональных отклонений представляет собой особый уровень - специфический.
3. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой
преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой
предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или
русский язык. Учителя - герои юмористических рассказов - чаще всего имеют
именно этот вид деформации.
4. Индивидуальные деформации определяются изменениями,
которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом
педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально
важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих, на первый
взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть
объяснен тем, что личностное развитие прежде всего обусловлено его личностной
направленностью, а не только под влиянием тех действий, приемов, операций,
которые выполняет учитель.
Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности
педагога является одной из важнейших задач школьного психолога, так как от
этого во многом зависит и психологический климат педагогического коллектива и
психическое здоровье детей.
Очевидно, что учителя в силу своих личностных особенностей в
большей степени приспособлены для реализации одних профессиональных функций, в
то время как другие функции оказываются им просто недоступны. Так,
«интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей
профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной,
пропагандистской, развивающей, исследовательской функций, а также функции
самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную,
методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» -
исполнительную, мобилизационную, организаторскую; «коммуникатор» - лишь
коммуникативную функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном, а только об
относительном преимуществе, т.е. и «коммуникатор» может выполнить
организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у
«организатора».
|