Тест Ю.М. Орлова, Ю.Н. Емельянова
Проверьте себя: вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить «да» или «нет».
- У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
- Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
- Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
- Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
- Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
- Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
- Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайным попутчиками в поезде, самолете.
- Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
- Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
- Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности - бестактно.
- Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
- Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
- Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
- Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
- Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
- В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
- Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
- Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
- Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
- Чужой смех обычно заражает меня.
- Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
- Плакать от счастья глупо.
- Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
- Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
- Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
- Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
- Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».
- Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
- Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
- У меня творческая натура - поэтическая, художественная, артистичная.
- Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
- Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
- Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
- Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
- Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
- Мне трудно понять, почему пустяки, могут так сильно огорчать людей.
Обработка данных
Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих «ключу») по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка:
1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31;
2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;
3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;
5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, +23, -29, -35;
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.
Интерпретация:
Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка
уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6
баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре
эмпатии.
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания,
восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека
- на его состояния, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к
другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения
партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику
или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей
бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его
сущность.
Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего
входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать,
соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость психологические тесты в данном
случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле
партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и
эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла
энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание
выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к
эмпатируемому и обратно.
Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о
способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в
условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт,
хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются
различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит
от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно,
облегчают или затрудняют действие всех эмпа-тических каналов.
Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается
избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к
другой личности, убедил себя спокойно относится к переживаниям и
проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают
диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если
нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в
эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека,
позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности,
задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам
способствует информационно- энергетическому обмену или препятствует ему.
Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности,
неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и
эмпатическому постижению.
Идентификация - еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это
умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место
партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость
эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии.
Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от О до
36 баллов. По нашим предварительным данным, можно считать: 30 баллов и
выше - очень высокий уровень эмпатии; 29- 22 - средний; 21-15 -
заниженный; менее 14 баллов - очень низкий.