В настоящее время большую роль приобретает образовательная технология "Портфолио". Очень хотелось бы предостеречь от ошибок при создании портфолио. Я их распределила на несколько групп. Надеюсь, что данная работа поможет Вам.
Ошибки при создании портфолио
Проанализировав различные
варианты портфолио, а также их наполнение мне удалось выявить несколько групп
ошибок, которые могут привести к негативному отношению к портфолио.
Первая группа
ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.
Ошибка первая:
подмена
портфолио «зачетной книжкой».
Это довольно частая ошибка. В
школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже
заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных
достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами
и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.
Ошибка вторая:
подмена
портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического
совета.
Ошибка третья:
подмена
систематической работы над портфолио разовой акцией.
Это объясняется тем, что массовая
практика использования портфолио еще только начинает формироваться.
Ошибка четвертая:
завышенные
требования к внешнему оформлению портфолио.
Каждый учитель может оформлять свою работу в
соответствии со своими принципами и возможностями.
Вторая. группа
ошибок связана с оценкой материалов портфолио
Ошибка пятая:
стремление
оценить баллами все материалы портфолио.
Это в корне противоречит замыслу портфолио,
тем более в части оценки творческих работ.
Ошибка шестая:
отсутствие
единства оценки материалов портфолио.
Еще нет необходимых нормативных
документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио
оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.
Третья группа
ошибок связана со сбором материалов портфолио.
Ошибка седьмая:
нарушение
принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.
Нельзя заставлять всех учителей создавать
портфолио. Это творческий процесс и сугубо индивидуальный
Ошибка восьмая:
сбор материалов
вместо педагога или отказ педагогу в помощи при формировании портфолио.
Восприятие администрацией
процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога
или же администрация сама формирует портфолио учителя по своему усмотрению.
Ошибка девятая:
формализация и
соревнование при сборе портфолио.
Относиться к созданию портфолио
формально, это полностью дискредитирует творческий, индивидуальный подход к
созданию портфолио. А наш инстинкт "собирательства” толкает (особенно при
неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски
доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение
реальных интересов и потребностей.
Четвертая группа
ошибок связана с формированием объема портфолио
Ошибка десятая
сбор в портфолио
только официальных документов.
При сборе информации для
портфолио увлечение сбором только официальных сертифицированных документов
(дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются
официальными органами образования и т.д. приводит к некоторой однобокости
формирования портфолио. Как следствие этого увлечения, игнорируются различные творческие
работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д
Ошибка одиннадцатая:
включение в
портфолио всех без исключения собранных документов и материалов.
На первый взгляд, такое желание
не противоречит идее портфлио, который и рассматривается как "папка
достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио
своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать
педагог.
Ошибка двенадцатая:
сбор материалов
только за ограниченный период.
Полученной за это время
информации может оказаться недостаточно.
|